РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МИГРАНТОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
В статье раскрываются теоретико-методологические подходы к формированию общественных механизмов управления процессами, связанными с этнокультурными аспектами адаптации мигрантов с учетом региональных условий и практик. Дается характеристика миграционных потоков, сложившаяся в регионе за последние пять лет, отмечаются особенности, связанные с изменением этнического состава мигрантов, избирательный и анклавный характер их расселения на территории Дальнего Востока.
Представляются статистические показатели и фактологический материал, детерминирующие современные особенности этнической миграции в регионе, предлагаются возможные модели региональной этнокультурной адаптации мигрантов.
Используются результаты социологического исследования, связанные с анализом возможных сценариев трансформации или сохранения этнической идентичности мигрантов с учетом их жизненных планов и социальных установок.
Определены возможности некоммерческих организаций, диаспор и общин в качестве общественных механизмов управления процессами этнокультурной адаптации мигрантов. Предлагаются варианты осуществления органами власти различных форм межсекторального взаимодействия с НКО, а так же основные направления реализации этнокультурной адаптации в условиях многонационального региона.
Ключевые слова: миграция, этническая идентичность, диаспора, этнокультурная адаптация, трансформация этнической идентичности, общественные механизмы управления социокультурной адаптацией, межсекторальное взаимодействие, анклавные поселения мигрантов.
In article teoretiko-methodological approaches to formation of public mechanisms of management of the processes connected with ethnocultural aspects of adaptation of migrants taking into account regional conditions and the practician reveal. The characteristic of migration flows which has developed in the region for the last five years is given, the features connected with change of ethnic list of migrants, the selective and enclave nature of their resettlement in the territory of the Far East are noted.
The statistics and factual material determining modern features of ethnic migration in the region are represented, possible models of regional ethnocultural adaptation of migrants are offered.
The results of a sociological research connected with the analysis of possible scenarios of transformation or maintaining ethnic identity of migrants taking into account their vital plans and social installations are used.
Possibilities of non-profit organizations, diasporas and communities as public mechanisms of management of processes of ethnocultural adaptation of migrants are defined. Options of implementation by authorities of various forms of intersectoral interaction with NPO, and also main directions of realization of ethnocultural adaptation in the conditions of the multinational region are offered.
Keywords: migration, ethnic identity, diaspora, ethnocultural adaptation, transformation of ethnic identity, public mechanisms of management of sociocultural adaptation, intersectoral interaction, enclave settlements of migrants.
Использование миграционного ресурса на российском Дальнем Востоке имеет приоритетное значение для развития всех общественных систем и инициируется потребностью дальнейшего поступательного развития региона. Дальний Восток в последние годы зарекомендовал себя как регион, который является привлекательным для мигрантов. Принятые государственные программы социально-экономического развития, в том числе Государственная программа «Стимулирования инвестиционной деятельности, реализации комплексных инвестиционных проектов формирования территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке», а также Государственная программа «Дальневосточный гектар», определяют основные векторы миграционных потоков в регионе.
Так, в Хабаровский край, где постоянно проживают представители 145 народностей и этнических групп, за несколько лет приехали более 35 тыс. этнических мигрантов, что составляет более 80% от общего числа переселенцев, в основном это жители стран бывших союзных республик Средней Азии, что значительно изменило миграционную ситуации в регионе. Выходцы из этих республик сегодня доминируют по численности в целом, а также на определенных территориях Дальнего Востока. Например, в Приморском крае больше других представителей Узбекистана, на Сахалине – из Киргизии, в Хабаровском крае из Таджикистана. Так в Хабаровском крае на долю представителей этой национальности приходится 42,1% въезжающих в край переселенцев. Этнические мигранты в основном заняты в строительстве – около 50%, в сельском хозяйстве – 15%, на перерабатывающих производствах – 13%, в последнее время мигранты активно интегрируются в транспортную отрасль региона.
Следующей тенденцией является изменение национального состава мигрантов: число китайцев, которые были лидерами за последние годы уменьшилось в среднем на 26%, в то время как значительно увеличилась численность узбеков (в 5,5 раз), киргизов (в 3,1 раз), таджиков (в 3,2 раз)
[1. С.5].
Отсутствие квотно-распределительной системы в составе миграционной политики Дальнего Востока позволяет мигрантам рассредотачиваться в тех административно-территориальных субъектах края, которые их больше привлекают, но которые, в целом, самодостаточны в воспроизводстве собственных трудовых ресурсов, самостоятельно обеспечивают кадрами существующую инфраструктуру, имеют низкий показатель безработицы. Речь идет о городах Приморского и юга Хабаровского краев, а так же Сахалинской области. Очень не значительная доля переселенцев селится в сельской местности.
Этническая миграция носит, в настоящее время анклавный или диаспорный характер. Пребывание на Дальнем Востоке традиционно считается, в том числе и, по мнению самих мигрантов, относительно комфортными, в связи с высокой степенью толерантности местного населения. Вместе с тем диаспорная форма расселения мигрантов со всеми вытекающими атрибутами устройства и управления подобного рода социальной структурой, предполагает развитие закрытости этнических общин, возможность нелегального пребывания и трудовой занятости, этнической монополизации некоторых видов предпринимательской деятельности в регионе, гендерные диспропорции, не понимания на почве конфессиональных различий, вовлечение мигрантов в криминальные структуры, диаспоровая организованность и сплоченность, возможность быстрой мобилизации на реализацию различных целей, в том числе участия в протестных акциях и движениях. Политика этнической толерантности, активно транслируемая официальными властями региона, не может быть предсказуема без комплексных исследований этнических структур, взаимоотношений этногрупп, их национальной консолидации и интеграции.
Миграционные процессы на Дальнем Востоке, за последние пять лет, внесли коррективы и в существующую систему социальной структуры принимающего территориального сообщества в виде социально-демографической трансформации, перемен в социально-ролевых и социально-культурных структурах региона. По мнению Э. Гидденса, миграция не только влияет на преобразование пространственных социальных отношений, но и способствует появлению территориального сообщества с новым культурным и этическим разнообразием [7. С.21-23]. Здесь главное в какой степени принимающее и приезжающие сообщества представляют тот ментальный образ, который будет доминировать на российском Дальнем Востоке через определенный период времени, при такой интенсивной этнической миграции. Важно определить какие общественные механизмы будут задействованы в подобного рода трансформации и какая модель станет наиболее приемлемой при сохранении существующих этических характеристик миграционных потоков на территории.
Специфика социальной среды российского Дальнего Востока рассматривается как фактор, способствующий эффективной социально – культурной интеграции этнических мигрантов. Это дает возможность в рамках исследовательской проблемы разработать некий алгоритм действий по сохранению и/или трансформации этнической идентичности приезжающих в привязке к конкретной территории, а также определить содержательную сторону деятельности органов власти в изменившихся условиях.
С научной точки зрения этнокультурную адаптацию мигрантов эффективнее всего рассматривать как процесс и результат приспособленческих действий этнических групп к условиям принимающей социальной среды, при использовании двух социальных категорий «этическая идентификация» и «этнокультурная адаптация» и складывающегося противоречия между идентичностью мигрантов и групповой идентичностью принимающего сообщества. В настоящее время мигрантам, с учетом огромной территории Дальнего Востока, множеством проживающих здесь этносов, а также низкой плотности населения, сложно изменять свои статусно-территориальные характеристики в соответствие с новыми общественными условиями жизнедеятельности, так как они далеки от понимания определенности, тем более кристаллизации конкретных ментальных образов принимающего сообщества.
Формирование базовой адаптационной стратегии для этнических мигрантов на Дальнем Востоке лучше всего определять в терминах самореферентных систем Н. Лумана, которые он представляет как процесс самоописания и самонаблюдения самореферентной системы подобной сообществу мигрантов [3, С.57]. Данная стратегия в определенной мере поможет этническим мигрантам определиться, в какой мере им необходимо адаптироваться и интегрироваться в принимаемом сообществе, а в какой возможно сохранение этической идентичности в составе диаспоры. Но самоидентификация одна из возможных процедур адаптации в составе существующей территориальной модели.
В практике этнокультурной адаптации мигрантов выделяют модели – реакции принимающей стороны в отношении мигрантов. К основным относятся: модель полного или дифференцированного исключения (сегрегация), модель ассимиляции мигрантов, а так же плюралистическая модель. Последняя имеет широкий мировой опыт использования в виде двух направленностей: невмешательства и мультикультурализма. Все, существующие сегодня в теории и практике модели адаптаций этических мигрантов предполагают выбор наиболее оптимальной.
В настоящее время на Дальнем Востоке более других проявляются черты модели, так называемой «геттонзации» или пассивной автаркии как одной из разновидностей адаптационной модели, здесь мигранты создают со своими соотечественниками на территории пребывания свою этнокультурную среду, когда мигрантами усваиваются инокультурные атрибуты при сохранении собственных. Реализация данной модели предполагает активный диалог между мигрантами и доминирующим этническим большинством. Содержание подобного взаимодействия основывается на образовании общественных механизмов, создающих условия для усвоения мигрантами базовых ценностей, норм проведения, знание образцов новой среды обитания, а принимающей стороне оказать помощь в адаптационных процессах мигрантов, определить конкретные адаптационные требования к приезжающим.
В данном случае очень важно насколько сами мигранты считают для себя жизненно важной этническую идентичность. Известно, что степень выраженности этнической идентификации имеет индивидуальную специфику. Поэтому, в целях определения степени значимости для мигрантов исследуемой дефиниции, нами проведен социологический опрос 180 этнических мигрантов. Результаты показали, что 16% опрошенных вообще не считают этническую принадлежность важной личностной характеристикой в современном мире. 23,2%, относятся к ней как к возможности организации стабильного существования отдельных мигранских этносов, вместе с тем для них свойственно эффективное взаимодействие с другими этносами на территории совместного проживания.
Однако, 20% опрошенных мигрантов вообще не приемлют общение с представителями других национальностей, категорически против смешанных браков, выступают с позиции превосходства своей национальности, а у 24% опрошенных выявлены гиперэтнические установки, поддержка этноэгоизма, этнофанатизма. Анализируя планы этнических мигрантов на будущее, выяснилось, что чуть меньше половины 46,5% желают остаться жить на Дальнем Востоке, а 30,4% респондентов планируют заработать и вернуться на родину. Отметим, что только 29,9% мигрантов имеют возможность снимать жилье, остальные живут в общежитии, либо у родственников/знакомых.
Респонденты оценили свой уровень жизни, как достаточно высокий, по сравнению с прежней территорией проживания 34,8% ответили, что могут позволить купить все необходимые базовые вещи, в том числе одежду, телефон, компьютер и др. В целом, это говорит о том, что созданные материальные условия в крае для этнических мигрантов достаточно комфортные.
Использование порядковых шкал в исследовании этнической идентичности позволило авторам применить бальный метод и выявить наиболее значимый интегральный показатель итоговой самооценки мигрантами «уровня этнической идентичности». Получились следующие результаты по базовым показателям (по 5-ти балльной шкале):
Степень соблюдения национальных обычаев и традиций получила самую высокую оценку в приведенном наборе индикаторов, а уровень контакта с представителями иных национальностей – самую низкую. Итоговый уровень оценки значимости для мигрантов этнической идентичности составил 2,94 балла, что адекватно статистической норме, но все же является низкой. В ходе дисперсионного анализа выявлено влияние фактора пола на тип этнической идентичности. В итоге выяснилось, что женщинам присущи более конструктивные стратегии идентичности: они чаще, чем мужчины демонстрируют позитивную этническую идентичность и реже – этноэгоизм и этноизоляционизм, при опросе 54% респондентов мужского пола и 46% соответственно женского.
Эксперты, принимавшие участие в опросе единодушны в том, что «успешная интеграция представляет собой не ассимиляцию с «чужой» культурой, а процесс вхождения в новую культуру, постепенное освоение иных норм, ценностей, образцов поведения» [5, С.4]. При этом эксперты сошлись во мнении, что подлинная интеграция этнических мигрантов предполагает достижение социально-психологической и культурой интеграции без потери собственной и еще полагают они, новые, для мигрантов, атрибуты культуры должны быть понятными и четко сформулированными.
Для Дальнего Востока миграция становится все более значимым фактором развития, является приоритетным направлением государственной политики. Одной из главных задач миграционной политики стало обеспечение притока населения в стратегически значимые регионы, которым является российский Дальний Восток. Это одна из предпринимаемых мер, которая сможет обеспечить устойчивый рост экономики социального и демографического развития региона. Все это требует внедрения новых методов управления и регулирования миграционных потоков, которые будут в состоянии поддержать баланс социально-экономического развития региона и формированию требуемого демографического и трудового потенциала.
Большую помощь и поддержку призваны оказать государственным органам власти и местного самоуправления структуры гражданского общества, в том числе этноориентированные НКО, а так же другие общественные объединения, например, такие как Ассамблея народов Хабаровского края, которая объединяет порядка 20 НКО, в том числе и представителей этнических мигрантов. Подобные общественные структуры существуют во всех регионах Дальнего Востока проводят определенную работу, в том числе и по адаптации мигрантов, но эта работа носит не системный характер и малорезультативна.
Федеральным и региональным органам власти в управлении миграционными процессами не обойтись без общественных организаций, без создания с ними координационных структур в форме Советов, в котором органы власти и НКО будут работать на принципах социального партнерства. Предлагаемая нами организационно-управленческая структура в форме Совета может объединить не только региональные органы власти и управления, некоммерческие организации, представляющие интересы мигрантов, но и научно-экспертные структуры, общественные правозащитные организации, СМИ, общественные центры занятости и самозанятости населения, а так же общественные эксперты, представители этнических диаспор и общин, общественные организации, представляющие местное сообщество.
Основой для осуществления деятельности данной координационной структуры является разработка документов, регламентирующих миграционную политику на Дальнем Востоке, это может быть концептуальная и информационная стратегия по адаптации и интеграции мигрантов, представленная в виде «дорожной карты», а так же разработка программы, предусматривающей комплекс административных, социальных, экономических, культурных, информационно-аналитических мер, различного рода мероприятий по реализации непрерывного процесса взаимной адаптации мигрантов и принимающих их территорий.
В качестве приоритетных направлений реализации программ адаптации мигрантов, по мимо традиционных: знание государственного языка, основ государственно-правового устройства, истории, культуры, традиций, норм поведения в обществе должны стать следующие:
— соблюдение легальности и надежности трудоустройства этнических мигрантов;
— формирование требуемых навыков межкультурного общения, противодействие «ксенофобии» в молодежной среде;
— создание системы государственного регулирования потоков трудовых мигрантов, в рамках существующих потребностей;
— выявление и фиксация конкретных случаев нарушения прав мигрантов или мигрантами в трудовой сфере, выявление фактов этнической дискриминации на производстве и в быту, определение механизмов их регулирования;
— осуществление различных видов мониторинга и контроля миграционных процессов;
— оказание помощи этническим диаспорам и общинам по адаптации и интеграции мигрантов, их трудоустройству;
— расширение ресурса социальных сетей в среде этнических диаспор и общин;
— организация работы, связанной с повышением образовательного и профессионального уровня этнических мигрантов и выравнивание этнокультурной дистанции с местным населением;
— работа по привлечению востребованных экономикой региона, высококлассных специалистов разного профиля, предпринимателей, инвесторов;
— создание современной информационной основы.
Предполагаемая авторами интеграционная модель реализуется через активацию паритетного межкультурного диалога между мигрантами и доминирующим этническим большинством, посредством взаимодействия органов власти и общественных организаций и структур, которые выполняют две главные задачи: используя различные механизмы добиваются усвоения мигрантами базовых ценностей, норм, знаний и требуемых образцов социокультурной среды, а так же формируют запрос принимающей стороне на конкретные процедуры адаптации, которые бы устраивали обе стороны по содержанию и по значимости.
Директор туристической компании «АКВАМАРИН» Марина Ус.
/22-01-2019/